МКОУ "Новоникольская СШ"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Новоникольская средняя школа" Быковского муниципального района Волгоградской области

Всероссийское родительское собрание 21.03.2024

На единой онлайн-площадке "Билет в будущее" для открытого диалога родителей, школы и государства о современной профориентации состоялось Всероссийское родительское собрание.

Выбор своего профессионального пути — один из самых важных выборов человека, ведь он влияет на многие стороны жизни. Но если подросток не научился выбирать и принимать решения, не знает свои сильные и слабые стороны, не представляет, какие возможности открывает перед ним рынок труда и что реально ему предстоит делать, выбрав ту или иную специальность, то в этом важном выборе легко ошибиться. Помочь ребёнку с вектором своего развития способна профессиональная ориентация.

     С этого учебного года в нашем классе еженедельно проходят профориентационные занятия. И наверняка у кого-то в голове возникали мысли, что это ещё один час нагрузки в школе, а ребёнок и без того загружен. Или что школа теперь будет заниматься профориентацией, а как же знания основной программы. Хочу вас успокоить: школа по-прежнему даёт ребятам широкие знания по всем предметам. Но теперь она ещё и готовит к профессиональному пути, формирует не только понимание того, какие отрасли и профессии сегодня существуют, но и как они живут, какие задачи сегодня решают и какие цели ставят на будущее. А ещё развивает важные для взрослой жизни компетенции.

     Выбор профессии влияют многие факторы: и мода, и друзья, и ожидания семьи. И, возможно, вы удивитесь, если узнаете, что по статистике, значимее всего для подростка не социальные сети и популярные блогеры, а мнение родителей. Поэтому нашей школе так важно именно вместе с вами, уважаемые родители, помогать каждому ребёнку на пути профессионального самоопределения. Чтобы он смог сделать осознанный профессиональный выбор и найти себе достойное и полезное дело по душе.

 
      Наш мир сегодня быстро развивается и меняется. Те, от кого зависит наше будущее (врачи, учителя и т. д.) — это наши дети. Важно их хорошо подготовить к жизни, где динамично развивается рынок труда и постоянно появляются новые профессии и новые возможности. Ребята должны уметь ориентироваться в рынке труда, осознавать свои интересы и сильные стороны, мечтать и принимать взвешенные решения. Для этого сегодня и создана единая модель профориентации. Только все вместе — родители, педагоги, работодатели и государство — мы можем помочь нашим детям стать реализованными и счастливыми взрослыми.

      Так или иначе, мы всегда являемся примером для наших детей:  они наблюдают за нашими жизнями, видят, как мы общаемся друг с другом, слышат наши рассказы о работе. И когда речь заходит о профессиональном самоопределении, самый первый и яркий пример, который у ребёнка буквально перед глазами — это профессии его родителей. Задумайтесь, что вы говорите, когда приходите вечером с работы? Какие эмоции испытываете? Всё это влияет на ребёнка, его ассоциации с работой, трудом и взрослой жизнью. И, конечно, детям важно наше мнение об их выборе профессионального пути. Одобрим ли мы его, озадачимся им или отвергнем?

     Порой так хочется наших детей предостеречь, направить, защитить от всех ошибок, а ребёнок воспринимает заботу как скучные наставления или строгие запреты. Самое важное здесь — доверие и диалог. Важно слушать и слышать своего ребёнка, даже если то, что он говорит, кажется вам наивным или поверхностным, ведь интерес и поддержка родителя — то, что нужно детям в любом возрасте.

Как построить диалог с ребёнком о профориентации?

В старших классах учащиеся определяются с выбором профессионального направления и учебного заведения. Они задумываются над способом подготовки к поступлению в вуз/колледж, их интересует этические аспекты будущей трудовой жизни.
Родители могут помочь совместным поиском необходимой ребёнку информации о поступлении. Вместе с ним стоит обсудить, что он может сделать уже сейчас, чтобы ему легче было попасть в профессию? Стоит проанализировать: какую литературу требуется изучить, на какие курсы важно ходить, на какие каналы в социальных медиа можно подписаться, чтобы найти мастеров в этой отрасли.
Можно подумать над тем, как упростить подготовку к поступлению в профильный вуз или колледж? Возможно, станет очевидно, что нужно записаться на курсы при образовательном учреждении или начать готовиться к конкретной олимпиаде.

Можно обсудить, что ребёнок будет делать после учёбы в колледже или вузе? Как он найдёт работу? Стоит заглянуть в ближайшее будущее и посмотреть, как уже молодой специалист после колледжа или вуза сможет трудоустроиться. В этом могут помочь, например, сайты вакансий — они предоставляют реальный список требований и зарплат по выбранному направлению.
Родитель может принять участие в выборе предметов для сдачи ЕГЭ и профессиональных проб.

Давайте ознакомимся с самыми часто задаваемыми вопросами?

* Как поддержать ребёнка, если вам не нравится выбранная им профессия?

Если родитель в корне не согласен с подростком — он может высказать своё мнение, привести аргументы, попросить подростка обосновать его мнение, но доверие возможно лишь в случае, если подросток может свободно высказать то, что он думает, и почувствовать, что родители слышат его даже тогда, когда не согласны с ним.
Важно выяснить отношение подростка к этой ситуации: что он считает для себя важным, как он понимает ваши аргументы за или против той или иной специальности.
Если вы настаиваете на выборе конкретной специальности, стоит выяснить, нет ли у ребёнка ощущения безысходности, представляет ли он себе какие-то альтернативы и если да, то в какой временной перспективе. Важно помочь ему определить, на что он может повлиять в данной ситуации, а на что — пока не может; что именно он способен сделать уже сейчас, чтобы в будущем иметь больше возможностей определять своё будущее.
Родителю важно понять, связаны ли его установки с серьёзными социально-экономическими ограничениями семьи, которые подросток должен осознавать, чтобы не строить воздушных замков? В частности, должен ли подросток обязательно получить профессию в том регионе, где он живёт, есть ли у него какие-либо материальные обязательства перед родителями в будущем? Эти вопросы позволяют очертить сферу ограничений, возможностей и ответственности подростка вместе с ним.
И родителю, и самому ребёнку важно хорошо понимать интересы и сильные стороны ребёнка, важные при совершении профессионального выбора. Родители могут поделиться с подростком своим мнением о нём. При этом важно дать подростку возможность откликнуться на эту обратную связь, сформировать собственное отношение к подобным суждениям родителей. Если оценки не совпадают, необходимо ненавязчиво выявить причину разных взглядов на сильные стороны подростка (что важно для коррекции его завышенной или заниженной самооценки), а также соотнести выделенные сильные и слабые стороны или интересы подростка с успехами в школьном обучении и результатами профориентационного тестирования. Наличие подобных соответствий или противоречий позволит подростку более осознанно относиться к профессиональному выбору.
Важно принять, что каждый человек уникален и выбирать профессию важно, ориентируясь, в первую очередь, на свои интересы, способности и особенности характера. Рынок постоянно меняется. Но если молодому человеку интересно развиваться в любимой профессии, он будет востребован как специалист и всегда найдёт своё дело.


* Как рассказывать ребёнку о своём профессиональном пути?Важно говорить (а ещё лучше — показывать на собственном примере), что профессиональный труд может и должен приносить удовлетворение и радость, причём не только себе, но и всему обществу, и важно понимать, ради чего стоит трудиться.
Родитель может рассказывать о своей работе в реалистичном ключе: упоминать о том, что ему нравится в профессии, что не нравится, делиться смешными историями, историями успешного выполнения профессиональных задач на доступном ребёнку языке.
Можно поделиться имеющимся в семье опытом профессионального самоопределения (в одном поколении или даже в нескольких). Это может дать подростку важнейшую точку отсчёта или набор альтернатив. Например, родитель может проанализировать основания своего собственного профессионального выбора и передать ребёнку свою оценку: какими основаниями выбора стоит руководствоваться (а какими — нет), каких ошибок необходимо избегать, в чём различие и многообразие опыта разных членов семьи, какие изменения претерпел мир профессий в современном мире.

* Что делать, если ребёнок даже слышать не хочет о профориентации?
За такой ситуацией может скрываться несколько проблем подростка, которые важно выявить: или страх неопределённости, или неловкость от того, что он/она не может ясно выразить своё мнение по поводу выбора профессии, или фатализм: вера в то, что его/её выбор ничего не решает, или безразличие, т.к. все профессии воспринимаются как одинаково безликие и неинтересные. Родитель, со своей стороны, может предложить только свою заинтересованность и диалог. Такой подход можно назвать «системой заботливых вопросов», в которых ясно видна доброжелательность родителя, понимание, что решение должно быть за подростком, отсутствие давления. В этом случае лучше всего обратиться к специалистам (психологам-профконсультантам), а также посмотреть рекомендации для родителей в общедоступном разделе портала «Билет в Будущее».
На самом деле, подростки не могут не думать о своём будущем, однако они боятся неизвестного и неопределённого будущего, поэтому стараются не концентрировать своё внимание на этих негативных мыслях. В контексте школьного обучения они привыкают, что им транслируют чужое знание, которое они должны усвоить. Ситуация профориентации предполагает обратную позицию: подросток должен самостоятельно (или с некоторой помощью) разобраться в неизвестном, совершить выбор жизненного пути и взять на себя за это ответственность. Поэтому, если кажется, что ребёнка не волнует будущее, скорее всего, в этом случае нужно рассказать, что профессиональная самореализация в идеале приносит множество выгод и ему и окружающим, а затем предложить ему вместе разобраться в карьерных перспективах.

* Для чего нужна профориентация, если ребёнок уже сделал свой профессиональный выбор (выбрал ту или иную профессию)?
Стоит помнить, что профориентация не сводится к выбору конкретной сферы деятельности или профессии — это полноценная система знаний о современном рынке труда, который постоянно меняется, целый спектр полезных навыков и компетенций, которые пригодятся любому специалисту. К тому же последние десятилетия на рынке труда заметна тенденция к пересечению профессиональных направлений, когда человек со всеми его разносторонними талантами становится успешен и получает востребованность как мастер своего дела именно потому, что у него есть знания и навыки из разных областей.


* Зачем ребёнку в школе тратить лишнее время на профориентацию?
Многие обучающиеся привыкают получать знания и впитывать готовую информацию. Это значит, что навык активного поиска и принятия самостоятельного решения у них может быть не сформирован должным образом. А в период выбора профессии, вуза, колледжа, направления подготовки и т.д. необходим навык самостоятельного и осознанного выбора. Все мероприятия системы профессиональной ориентации направлены на формирования такого навыка. Важно подготовить подростка к профессиональному самоопределению — научить его подходить к выбору профессионального будущего осознанно, узнавая о профессиях, выстраивая свою индивидуальную образовательно-профессиональную траекторию с учётом собственных интересов, возможностей и способностей. Это позволит и детям, родителям в будущем сберечь много сил, времени, а иногда и денег.


* Разве ребёнок способен самостоятельно определиться с профессией в возрасте 14–15 лет?
Этот стереотип выливается в чрезмерное давление в процессе выбора или же выбор за подростка (к такой ситуации относится и «династийная» профориентация). Например, родитель говорит, что ребёнок ещё мал для самостоятельного выбора, а сам родитель точно знает, какая специальность подходит подростку (либо что в семье выросло уже несколько поколений представителей определённой профессии, поэтому подростку обязательно нужно продолжить «династию»).
На самом деле, профориентация учитывает все этапы развития ребёнка, и на каждой стадии позволяет получить доступную, интересную и понятную ему информацию о мире профессий. Родителям стоит помнить, что профессиональное самоопределение будет более качественным, если подростком будет принято самостоятельное и осознанное решение. Оно чаще приводит к успеху в профессиональной самореализации. Таким образом, своё решение для человека будет всегда ценнее, чем то, что выбрали за него другие. Во-вторых, любая безальтернативность лишает человека мотивации и активности. Даже в «династийной» профориентации важно, чтобы подросток самостоятельно выбрал идею поддержки династии среди других возможных вариантов.

* Как понять, что выбранная ребёнком профессия перспективна и не исчезнет к завершению образования?
С очень высокой вероятностью любая профессия трансформируется. Специалисты, как правило, продолжают обучение в профессии, доучиваются и переучиваются, совершенствуются. Будьте готовы тоже развиваться, если выбранная профессия вас действительно интересует. Просчитать все возможные варианты развития событий нельзя. Мир профессий, рынок труда, рынок образовательных услуг, экономическая и политическая ситуация в стране и мире, семейные и личные обстоятельства вносят постоянные корректировки в планы по самореализации подростка. Тем не менее, планируя и предпринимая активные действия в каком-либо направлении, человек может уменьшить неопределённость и неизвестность вокруг себя, а значит — в результате преуспеть.


* Как быть, если я считаю профессию, выбранную ребёнком, неприбыльной?
Сегодня многие родители подталкивают ребёнка к получению экономических или IT-специальностей, потому что беспокоятся о будущем подростка и считают, что такие специалисты будут востребованы всегда. Но важно понять, что «беспроигрышных», «идеальных» профессий не бывает. Каждый человек уникален и выбирать профессию важно, ориентируясь, в первую очередь, на свои интересы, способности и особенности характера. Рынок труда изменится, это происходит постоянно, но если молодому человеку интересно развиваться в любимой профессии, он всегда останется востребован как специалист и всегда найдёт своё дело.
В этом вопросе также стоит проработать с ребёнком установку о важности достижения высокого заработка любой ценой, задавая следующие вопросы: «Какие трудности испытывает человек, который много зарабатывает, но занимается нелюбимым делом?», «Какие трудности ждут человека, который занимается любимым делом, но зарабатывает мало?» На эти вопросы нет однозначных ответов, но само их обсуждение позволяет и детям, и родителям лучше понять свои критерии выбора той или иной профессии, а ещё — их совпадение или отличие от ценностей других членов семьи.

* Что делать, если ребёнок не поступит в выбранный колледж или вуз?
Часто родители настаивают, что подростку необходимо поступить в вуз, а в случае «непоступления» жизнь молодого человека будет разрушена. К сожалению, данная установка приносит только негативный настрой, повышает уровень стресса старшеклассника и отрицательно сказывается на профориентации. К одной и той же профессии можно прийти разными путями, и если не получилось поступить в вуз, то стоит попробовать колледж. Можно взять паузу и попробовать поработать в выбранной области, устроиться на стажировку в компанию, чтобы лучше разобраться в профессии. Ничего страшного не случится, если подросток пропустит год обучения. Даже наоборот: он сможет лучше определиться со своими желаниями и приоритетами в жизни.

* А что делать, если ребёнок ошибётся в выборе профессии?
Как подростки, так и родители волнуются о том, как сложится будущее молодого человека. Да, выбор профессии в подростковом возрасте очень важен, но не стоит стращать подростка идеей, что обратной дороги не будет. Излишний стресс не поможет подростку сделать более правильный выбор. Шансов изменить направление движения будет ещё много. Сегодня нормальной может считаться ситуация, когда в течение жизни человек меняет профессиональную сферу несколько раз.



Волгоград 2008-2024

Сайт создан на конструкторе ОШКОЛЕ.РУ